Мы: кто, где, зачем?
10 февраля 2005 года

Облик Казани как столичного университетского губернского города исчезает на глазах под натиском бурного строительства на средства “новых хозяев”. Воинствующие материалисты 30-х годов XX века в подметки не годятся нынешним “прорабам перестройки”. Что осталось от улиц Малой Красной и Щапова? Одни “большие каньоны” - с этой модой на дома впритык к тротуарам и на “козырьки”, нависающие вплоть до проезжей части. Ничего не осталось от улиц Айвазовского и Бутлерова с их колоритом меблированных комнат купеческой России. Умирает тишь и покой улиц Ульяновых и Волкова - идут в наступление железобетонные “аргументы”. Почему поляки восстановили с нулевого цикла свою Варшаву? Что Варшаву - тот же прусский Эльблонг? Почему так бережно принц Чарльз охраняет исторический центр Лондона, несмотря на все посулы толстосумов? Я уж не говорю о Париже и Риме, Праге и Будапеште, Мадриде и Мюнхене...

Уж какая была архитектурно выверенная и классически скомпонованная площадь Свободы - и до нее добрались наши строители: на углу Большой Красной поставили здание Конституционного суда, давящее на площадь, так что она скукожилась до “коммуналки” в какой-нибудь “хрущобе”, потерялись все ее достопримечательности. Неужели люди, которые обладают средствами и полномочиями, не могут понять того, что город - это прежде всего социальная и культурная “нирвана” и только потом “отмывочный механизм”. Мы с умилением поем “Лондон - Париж”...

А почему не “Самара - Казань”, например?

Для этого нужно совсем немного: государственная гарантия под возможные инвестиции, хотя бы в три первых “харизматических” для Казани объекта. Во-первых, в квартал между улицами Горького и Галактионова (вплоть до улицы Пушкина) - может получиться туристический центр европейского уровня по типу Пражского града с его собором Св. Витта и Золотой улицей (если взять проект попроще - то по типу Рижского “Берга-Базара”).

Во-вторых, в улицу Баумана, ее нужно полностью завести под крышу по типу лондонского Ковент-гардена или Торгового центра в Милане.

В-третьих, в создание под Казанью многопрофильного торгово-выставочного или офисно-гостиничного комплекса с национальным парком и трассой для автогонок (например, в районе Высокой Горы). Рано или поздно мы придем к выводу, что в городе следует только жить - иначе мы потеряем всю тысячелетнюю цивилизацию, созданную именно горожанами (бюргерами).

Европа в этом плане идет в обратном направлении: население с достатком уезжает в пригороды, оставляя свое историческое наследие на “растерзание” люмпенам и иммигрантам. Поэтому все “злачные” места необходимо вытеснить в отдельный район (по примеру лондонского Сохо).

Мы имеем четыре города на Волге - Нижний Новгород, Казань, Самару и Саратов, которые объединяют столетние университетские традиции, педагогический и научный потенциал, ремесленные и инженерные кадры, коммерческий и торговый опыт их многонационального населения. Многим ли уступают образовательные заведения, преподавательский и студенческий состав вузов этих городов тем же Гарварду или Оксфорду? А рабочий и управленческий персонал промышленных предприятий - квалификации детройтских и манчестерских, например?

Я предлагаю создать Ассоциацию университетских городов Поволжья - для начала из этих четырех городов. Главной задачей Ассоциации будет мониторинг градоразвития на Волге с целью сохранения исторической самобытности населяющих ее берега народов, прежде всего, в городах - центрах российской цивилизации, сформировавших этнический облик нашей великой страны и создавших ее национальное богатство.

С уважением ко всем, председатель Клуба друзей Чехии и Словакии города Казани, член политсовета регионального отделения Социалистической единой партии России в Республике Татарстан, к.э.н., преподаватель кафедры макроэкономики КГФЭИ В.М. Зубаков”.

"ВиД"